This template uses custom fonts.
See the demo and find the detailed guide to connecting fonts at the bottom of the page.
СОВЕТСКИЕ
ПРАКТИКИ
ЗАБЫВАНИЯ
FB
TW
YT
1930
2021
ВЕСНОЙ 1937 ГОДА были арестованы сотрудники украинской газеты «Комунiст» фоторепортер Всеволода Скамандра, и художник-ретушер Владимира Цетнаровский. Следователь НКВД Мирон Акимов арестовал их за одну фотографию вышедшую 21 апреля 1937 года.
Так как дело касалось главной коммунистической газете Украинской ССР об аресте было доложено в Москву, самому наркому безопасности Ежову.

«На снимке среди деревьев над крышей дома с левой стороны ясно вырисовывается лицо контрреволюционера фашиста Троцкого».

Обвиняемый художник Цетнаровский отвергал все обвинения, обосновывая это тем, что не видел фотографии Троцкого.


- Я утверждаю, что портрета Троцкого не видел и поэтому не мог использовать ретушь с умыслом
Мог ли 31-летний человек в 1937 году не видеть изображение Троцкого?
Да, мог! После того как Троцкий был объявлен врагом народа все его изображения удалялись из фотографий революционных хроник.
Троцкий, который был одним из главных действующих лиц большевистской революции, исчезал из официальных фотохроник.

При этом создалась парадоксальная ситуация. Несмотря на то что изображения Троцкого убирались в секретные архивы, его образ с «вредительской» настойчивостью вылезал в самых непредсказуемых местах, как это было с фотографией котельной в газете «Комунiст».
Образ Троцкого находили в спичках

Находили Троцкого даже в зажимах для пионерских галстуков, когда в серпе и молоте видели букву «Т» (Троцкий), в трех языках пламени букву «З» (Зиновьев), главных политических противниках Сталина в борьбе за власть и, следовательно, главных «врагов народа». НКВД зафиксировало множество случаев, когда пионеры отказывались использовать эти зажимы.

Авторы книги "Опасные советские вещи" (Архипова, Кирзюк, 2023) называли поиск несуществующих знаков, таких как образ Троцкого на спичках - гиперсемиотизацией.
"Обычно у каждого знака есть отправитель и адресат. А в случае гиперсемиотизации никто никакой знак не отправлял, но адресат его видит.
Гиперсемиотизация — неотъемлемая черта при сильной моральной панике. Люди в такой ситуации уверены, что существует некий могущественный и вездесущий враг (неважно, есть ли он в реальности), и на каком-то этапе начинают видеть его «знаки присутствия».
В 1937 году НКВД выпустил сборник «О некоторых методах и приемах иностранных разведывательных органов и их троцкистско-бухаринской агентуры». В нем была статья П. Винокурова «О некоторых методах вражеской работы в печати».
«Нам известны факты, когда вражья рука в обыкновенный снимок ловко и тонко врисовывала портреты врагов народа, которые становятся отчетливо видными, если газету и снимок рассматривать со всех сторон».


Троцкий и его изображения на многие годы исчезли и публичного пространства. Западный исследователь Дэвид Кинг в 1970-е годы посетил СССР и понял, что не может найти фотографии Троцкого ни в газетах, ни в книгах, ни в архивах с разрешенным доступом. Тогда он сделал исследование других таких практик и выпустил интересное исследование «Пропавшие комиссары», с множеством иллюстраций как «забывали» в СССР репрессированных представителей власти.
Репрессированные и стертые лица Узбекистана в 1930-х годах
Олег Карпов
И это было не только проявление лояльности к Совесткой власти с ее постоянной меняющейся реальностью (сегодня один из "вождей" - завтра "враг народа")


Дочь этого человека (Леонид Серебряков), Зоя отсидела 14 лет в лагерях за то, что хранила небольшое фото (2х3) своего отца и вышла только по амнистии в 1955 году. Была арестована в 1941 году по статье за антисоветскую пропаганду
Портреты "врагов народа" замазывались на многих фотографиях, даже если они просто попадали в край кадра, как например, здесь в левом верхнем углу предположительно портрет Троцкого.
Другой практикой забывания становится неупоминание собственных родственников в анкетах, заполнявшихся при устройстве на работу, вступление в различные советские организации
Так, герой этой истории, Владимир Цетнаровский - художник-ретушер газеты "Комунiст", не упомянул в своей анкете, что его братья Леонтий, Андрей и Глеб — служили в армии Колчака. Он сам на работе он пользовался псевдонимом Ровский.
Советские анкеты включали в себя различные вопросы, которые ставили человека перед трудным выбором: сказать правду и рискнуть карьерой, а иногда и свободой или поставить прочерк и постараться забыть о таком родственнике.
В число "опасных" родственников могли войти те, кто:
  • служил в белой армии или сотрудничал с белогвардейцами;
  • жил на территориях под контролем белых;
  • принадлежал к антипартийным группировкам;
  • лишался избирательных прав после революции;
  • жил на территории, оккупированной нацистской Германией;
  • был в плену или был интернирован в период второй мировой войны;
  • привлекался к суду, был арестован или судим;
  • живет за границей и т.д.
Made on
Tilda