МЕЧТЫ О КОСМОСЕ
Шла довольно быстрая политизация космонавтики. В своем стремлении представить космические успехи как наглядное подтверждение преимуществ социализма, советские власти активно использовали образ Юрия Гагарина. Образ Гагарина складывался из публикаций советской прессы и индивидуального восприятия личности Ю.А. Гагарина и его подвига. Гагарин стал не только первым человеком в космосе, но и символом идеалов социализма - равенства, справедливости и научного прогресса. Образ Гагарина стал мощным инструментом пропаганды, который демонстрировал превосходство советского общественного строя и вдохновлял миллионы людей по всему Советскому Союзу. Его представляли, как совершенно обычного человека, который смог осуществить невероятное благодаря своему мужеству и преданности идеалам социализма. Он был изображен как пример советского героя, человека, который открыто и смело идет вперед, открывая новые горизонты для всего человечества. Поэтому и в далеком Оше он был своим, нашим Гагариным.
Апа, мени карагын,
Азыр жапжаш баламын
Пластилинден спутник
Жасаганга жарадым.
Баатыр учкуч боломун,
Орундалса талабым.
Юрий агам сыяктуу
Космоско учуп барамын
Жумакан Тынымсеитова.
Чаще всего, когда мы задумываемся о космосе, то выясняется, что мы знаем о нем именно благодаря визуальной части. Развитие космической индустрии в СССР имело свое визуальное сопровождение. В эпоху отсутствия интернета, чтобы донести информацию людям, показать мощь технологического прорыва в советское время производились специальные визуальные знаки, символы. Каждая космическая программа, каждый полет и событие сопровождались соответствующими визуальными элементами, такими как, открытки, значки, почтовые марки с космической тематикой. Таким образом, советская история освоения космоса хорошо документирована на значках, почтовых марках.
Такие редкие памятные значки мы нашли у ошского художника. В свое время художник много коллекционировал значки по темам: спорт, города, космос. В коллекции художника представлены значки, посвященные освоению космоса, значки с изображением космических кораблей, с изображением первого космонавта Гагарина, а также посвященные «Интеркосмосу». Они отражали широкий спектр событий, связанных с советской космической программой, и в них зафиксированы самые важные успехи и почти все космические полеты. По словам художника, их можно было купить в любых киосках, а иногда приходилось даже простоять в очередях, чтобы приобрести их.
70-е годы, г. Кызыл-Кия. Даже заборы украшали самодельными предметами из алюминия, которые отражали элементы космоса.
Когда мы говорим о космосе и о наследии, то наследие в то же время можно воспринимать не только как физическое, материальное, это также то, что есть у нас, что осталось. Как отмечает Пьер Нора, «места памяти» включают в себя три основных смысла – материальное и символическое значение, также функциональное содержание, допуская, что взаимодействие исторических «прямых источников» и «коллективной памяти» об определенном явлении или объекте формирует «место памяти». Таким образом, в работе «Проблематика мест памяти» Пьер Нора отчетливо показывает, что особый интерес для него представляют не события прошлого, а скорее их репрезентация. Место памяти – это не только физическое, топографическое место, но и все объекты и явления, демонстрирующие символические значения в памяти и восприятии отдельных сообществ и меньшинств.
Одним из таких мест в городе Ош является «Сквер космонавтов». В центре зеленой зоны установлен памятник в честь полета в космос Юрия Гагарина и Валентины Терешковой (1963 год), в середине 60-х годов. 2 отличительные особенности есть у этого парка. Во-первых, сквер будто затерялся на шумном большом перекрестке, во-вторых это единственное место памяти женщины-космонавта. Парк находится недалеко от места, где я живу и о его существовании я узнала недавно. Как выяснилось большая часть респондентов, также не знают о данном сквера и о наличии памятника космонавтам.
Образ Валентины Терешковой в советской истории представлял собой икону женского мужества и достижений в космосе. Она была первой женщиной-космонавтом в мире и стала символом равенства полов в научных и космических исследованиях. Терешкова стала источником вдохновения для многих девочек и женщин, поощряя их стремление к научным и профессиональным достижениям.
Удивительно, что в отдаленном городе Ош существует сквер космонавтов, где установлен памятник первым космонавтам. Сейчас сквер достаточно благоустроенный, маленький, расположен между двумя большими дорогами, но людей здесь по-прежнему мало. Кстати, если смотреть на сквер сверху или на карте, то его форма напоминает контур самолета. Кажется, будто город Ош намного ближе к космосу чем мы думали.
ДОМ С КОСМОНАВТОМ
Школа-гимназия №17 в городе Ош носит имя космонавта Юрия Гагарина. На территории школы имеется бюст Гагарину, автором которого является известный Ошский скульптор Давид Хеидзе. Бюст представляет собой погрудный скульптурный портрет космонавта на высоком постаменте. Бюст еле заметен, его закрывают деревья. Нынешнее состояние бюста говорит о том, что память о космонавте уже забыта в стенах этой школы, будто осталось только его имя. Можно предположить, что память представляет собой волнообразный процесс, в котором есть периоды повышенного интереса к арт объекту и периоды полного равнодушия к нему. На этот феномен влияют самые случайные факторы, например политическая, экономическая ситуации в стране.
КИНОТЕАТР КОСМОС
КОСМИЧЕСКАЯ ПОЧТА
Мечта о космосе отдаленным жителям казалось нечто нереальным, неосуществимым, нерациональным, но в то же время мечта о космосе будоражила сознание людей, подпитывала привлекательным образом светлого будущего страны. «При мысли о космосе всегда накладывались хорошие теплые мысли, представлял Гагарина с улыбкой», говорит художник Исмаил Урманов.
Салижан Шарипов, первый космонавт из Кыргызстана, уроженец Ошской области, совершил 2 космических полета. В своих интервью отмечает, что о космосе мечтал еще с детства, уже в седьмом классе решил, что сначала станет летчиком-истребителем, а затем поступит в отряд космонавтов: «Мое мальчишеское детство пришлось на пору, когда все мальчишки – да и девчонки – всего Советского Союза мечтали быть космонавтами. Для нас настоящими «кумирами» в хорошем смысле были Гагарин и Терешкова. Я тоже мечтал о небе, о космосе. Смотря на нашу страну из космоса, вспоминаешь ощущения детства. Находясь в состоянии невесомости, понимаешь, что осуществилась детская мечта. Удивляешься, все обдумываешь, благодаришь родителей и близких, что дали достойное образование и воспитание, дали возможность эту мечту осуществить. Я был счастлив, что мной могут гордиться мои родители. Маленький мальчик с гор, с маленькой местности Азии достиг своей мечты».
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров во время встречи с российским космонавтом-испытателем Сергеем Корсаковым подчеркнул: «Я, конечно, не знаю, как сейчас, но в наше время каждый второй ребенок хотел стать космонавтом».
После распада советского союза утрата советской мечты ознаменовала прощание в том числе с космической мечтой о будущем. Советский миф, соединенный с представлением о светлом коммунистическим будущем, не смог адаптироваться к условиям жизни людей в постсоветское время.
Интерес к космосу не иссякает и в последующий период, но, благодаря научно-техническим достижениям, он становится само собой разумеющейся частью окружающей действительности. Космос расширяет наши представления о мире и человечестве, дает нам технологии, продукты космических наработок. Но в то же время космос – это колонизация, что в советское время, что сейчас, разница лишь в том, что текущая колонизация Марса или Луны выглядит крутым бизнес-проектом. И весь мир следит за попытками колонизации Марса, предпринимаемыми американской компанией Space X, основатель которой Илон Маск, обещает доставить туда человека в ближайшие несколько лет.
Литература:
Данное исследование подготовлено в рамках школы "Нарушая тишину".